Интернет-агентства и фрилансеры


Интернет-реклама занимает важное место в маркетинге любой современной компании. По последним данным, бюджеты интернет-рекламы с 2013 года сравнялись с бюджетами медийной рекламы (телевидение, радио), и продолжают расти.  При этом точных цифр не знает никто, т.к в сфере интернет-продвижения бюджеты рассыпаются среди многочисленных фрилансеров и теневых агентств.

Учитывая, что в законодательстве РФ нет четких правил, разграничивающих сферу интернета и регламентирующих отношения сторон в плоскости www, необходимо быть очень внимательным при выборе веб-студии или интернет-агентства. Возможно, вам вполне подойдет и работа с отедльным специалистом - фрилансером.

С чего начать?

Первый вопрос - брать оптом или в розницу? То есть покупать все необходимые услуги у одного поставщика или искать узкого специалиста/агентство под каждый вид работ? Определиться с вектором дальнейших действий вам поможет собственная компетентность и наличие свободного времени. 

Если вы достаточно осведомлены об инструментах интернет-маркетинга, знаете их особенности и можете самостоятельно посчитать CTR сайта и ROI рекламной кампании, то смело беритесь за "отсев" агентств/фрилансеров, претендующих на место подрядчика вашей компании. 

А если опыта и осведомленности недостаточно? Тогда я рекомендую выбрать агентство, занимающее ТОПовое место в рейтинге интернет-агентств. Дело в том, что не всякое агентство может попасть в рейтинг, и не каждое может удержать позиции на протяжении нескольких лет. Для этого агентству необходимо предоставлять информацию об успешных проектах, собирать обратную связь от клиентов, работать на результат. Поэтому, когда в рейтинговое агентство обращается клиент, его первым делом консультируют по всем необходимым направлениям работы, проводится глубокий анализ существующей ситуации на рынке и в самой компании. 

Если же вы сами обладаете опытом маркетинговых исследований, знаете свою аудиторию,  и готовы контролировать работу на расстоянии - можно смело выбирать фрилансера для аутсорса. Либо несколько агентств узкой специализации.

Как выстроить работу?

Любые отношения формата заказчик-подрядчик должны осуществляться в рамках договора. Агентский договор может быть заключен с ООО, ИП, и даже физлицом. Поэтому без стеснения поднимите вопрос о заключении договора на услуги с фрилансером. Если он откажется, это будет для вас тревожным звонком и стимулом искать другого специалиста. При невыполнении обязательств вам вряд ли удастся его засудить, но формат договорных отношений будет хорошим подспорьем для качественной работы подрядчика. 

Заказчик всегда может предложить внести изменения в договор, добавить гарантии и сроки, а также условия возврата средств при невыполнении гарантий по договору. 
У муниципальных учреждений всегда единая форма договора, одобренная мэрией города, поэтому тут уже агентство должно идти на уступки и подписывать "то,что дают".

Если услуга единичная и конечная, то вполне реально заключить договор именно на эту услугу. Если же предполагается комплекс услуг, то, как вариант, можно заключить договор общий на оказание услуг, а в приложении к договору прописать условия сотрудничества, цену и сроки. И для каждой новой услуги оформлять приложение к договору. Это вполне распространенная практика среди небольших агентств и индивидуальных предпринимателей.

Сроки и дедлайн

Перед стартом работ необходимо обозначить контрольные временные точки и предварительную дату сдачи проекта. Эти параметры обязательно прописываются в приложении к договору либо в теле договора. Если срок сдачи проекта прописан в количестве дней, то должно быть уточнение - рабочих или календарных? Дедлайн лучше не ставить на пятницу или понедельник - в пятницу и вы и менеджер агентства вымотаны и врядли сможете найти общий язык при обсуждении проекта, а в понедельник в агентствах сотрудники обычно планируют неделю, проводят аудит текущих проектов, подбирают "хвосты" - проекты ушедшего в отпуск менеджера, либо собственные забытые проекты. Лучший день для бизнес встреч - вторник или среда. В 99% случаев при первой сдаче проекта у клиента есть доработки и прочие комментарии по проекту, которые необходимо учесть менеджеру и команде и "взять на карандаш". На исправление ошибок отводится один-два дня, и назначается дублирующая встреча в четверг или пятницу для подведения итогов.

На клиентской стороне зачастую больше требований и больше прав выставлять требования. И все же я напоминаю, что у Заказчика тоже есть обязательства, которые должны выполняться в срок и согласно договору. Очень часто клиенты требуют от агентств многого, при этом напрочь забывая про собственные обязательства.

Перефразируя знаменитую фразу, скажу: "Договор дороже денег!". 

Ссылки по теме: